В статье разбираем, что это за организации ОРД и как с ними работать с учетом вступившего в силу закона о маркировке интернет-рекламы.
С 1 сентября вступил в силу закон о маркировке интернет-рекламы. Все данные от участников рынка в единый реестр РКН должны передавать специально сделанные организации – Операторы маркетинговых данных (ОРД).
В видео евангелист eLama Никита Кравченко ведает, что же это все-таки за организации и как с ними работать.
Напомним, что идет речь о внесении конфигураций в Федеральный закон «О рекламе» от 02.07.21 № 347-ФЗ, который вводит неотклонимый учет и маркировку всей интернет-рекламы кроме email-рассылок и push-уведомлений. Распространяется закон лишь на рекламу, которая располагается на местности Русской Федерации.
Оглавление
Терминология
ОРД (оператор маркетинговых данных) – это организация, которая маркирует рекламу токенами, собирает и передает данные от участников рынка в ЕРИР.
ЕРИР – это единый реестр интернет-рекламы. Та система учета, которую делает Роскомнадзор.
Самостоятельные рекламодатели и агентства не могут передавать данные в ЕРИР, им нужно вести взаимодействие с одним либо несколькими операторами маркетинговых данных, которые возьмут на себя эту функцию.
Токен – это неповторимый идентификатор маркетингового объявления, который будет выдаваться оператором маркетинговых данных.
Требования закона
Ординарными словами, рекламодатели, агентства, фрилансеры, маркетинговые системы, площадки, которые располагают у себя рекламу, должны регистрировать креативы и маркетинговые объявления в ОРД до пуска рекламы с привязкой к конечному рекламодателю.
ОРД для всякого креатива сформирует неповторимый токен (идентификатор), который необходимо будет добавить к маркетинговому объявлению. ОРД, в свою очередь, будет передавать данные в единый реестр интернет-рекламы Роскомнадзора и хранить креативы у себя в течение 1-го года.
Требования к ОРД предъявляются достаточно твердые:
- Это обязано быть отдельное русское юрлицо с размером уставного капитала от 200 млн руб.
- При всем этом у ОРД обязана быть сверхтехнологичная инфраструктура, которая соответствует законодательству РФ (Российская Федерация – государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) о защите инфы и индивидуальных данных.
- Также они должны обладать программным обеспечением для установления факта распространению рекламы в вебе.
- Рынок должен быть готов работать с этими ОРД. Это должны показывать договоры с операторами маркетинговых систем, рекламораспространителями с совокупным годичным доходом от 2,5 млрд рублей. При этом эти договоры необходимо было заключить до вступления поправок силу.
На данный момент мы знаем о 7 кандидатах в ОРД:
- Yandex,
- VK,
- «Медиаcкаут» (МТС),
- «Озон ОРД» (Ozon),
- «ОРД-А» (платформа анализа пользовательских данных в вебе AmberData),
- «1-ый ОРД» (Вымпелком),
- «ОРД-лаборатория разработки» (Сбер).
Yandex и VK являются к тому же операторами маркетинговых систем, потому если они станут операторами маркетинговых данных, то для огромного количества рекламодателей, которые располагаются в Yandex Директе, ВКонтакте и myTarget, процесс регистрации креатива, получения токенов и отчетности будет очень упрощен.
Как получать токены от оператора маркетинговых данных
Операторы маркетинговых систем будут регистрировать креативы и выдавать токены в автоматическом режиме.
Если вы агентство и работаете через особые сервисы, к примеру, eLama, то для вас нужно будет заполнить данные о конечном рекламодателе и атрибуты первичного контракта. Дальше сервис сам передаст в ОРД все сведения для маркировки.
При работе не через оператор маркетинговых систем необходимо будет выбирать ОРД и регистрировать креативы и договоры вручную, в личном кабинете либо по API. Тут уже необходимо будет глядеть на функционал различных операторов маркетинговых данных, выбирая, с кем комфортнее работать.
Как отправлять отчеты в ОРД
Акты о выполненных работах и статистику по креативам с детализацией по площадкам необходимо передавать в ОРД каждый месяц. Yandex и VK в автоматическом режиме вышлют детализацию в ОРД и передадут в ЕРИР. Агентствам нужно будет дозаполнить некие поля: к примеру, по актам, если есть в цепочке какие-то субагентства.
Принципиальный момент: все участники цепочки могут поручить передачу данных в ОРД кому-то одному – к примеру, агентству либо маркетинговой системе. При работе не через оператора маркетинговых систем, необходимо будет загружать отчеты в ОРД без помощи других – вручную либо по API, зависимо от того, какой функционал будет у ОРД.
Когда кандидаты станут ОРД
Закон вступил в силу 1 сентября 2022 года, но комиссия отберет ОРД лишь в октябре. Но это не означает, что до октября необходимо ожидать. С 1 сентября уже необходимо маркировать рекламу, а в октябре отчитываться.
На данный момент много вопросцев по цены услуг. Некие кандидаты в ОРД уже заявили, что 1-ое время планируют предоставлять услуги безвозмездно. Yandex, к примеру, гласит о первых 6 месяцах бесплатной работы в формате оператора маркетинговых данных. Что будет далее – непонятно.
Что созодать на данный момент
Вносите в договоры с клиентами пункт о передаче данных
В контракт с клиентами следует внести пункт о передаче данных, поэтому что по закону нужно передавать данные о конечных рекламодателях. Если агентство передает данные о конечных рекламодателях, то обязано получить от их согласие на передачу этих данных.
Разносите клиентов в различные аккаунты
Разносите клиентов в различные аккаунты, что в операторах маркетинговых систем, что в маркетинговых сервисах, чтоб для вас было проще и удобнее за всем смотреть и отчитываться по клиентам. Следуйте принципу: один маркетинговый кабинет – один клиент.
Читайте также:
- Закон о маркировке рекламы – что это и как готовиться