Соц.сети

ФАС проверит используемый маркетплейсами «индекс цен» на нарушение антимонопольного законодательства

Гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» (ЦНТ) и член общественного совета при ФАС Алексей Кожевников попросил главу службы Максима Шаскольского проверить используемый маркетплейсами «индекс цен» на нарушение антимонопольного законодательства. По словам Кожевникова, просьба направлена по результатам обращений продавцов.

По заявлениям продавцов, большинство маркетплейсов назначает товарам «индекс цен» относительно стоимости на своей площадке и цен у конкурентов. Если цены отличаются, товару присваивается повышенный или пониженный «индекс цен», что учитывается при ранжировании в поиске и участии в программах лояльности.

В ЦНИ считают, что механизм «индекса цен» навязывает продавцам невыгодные условия по управлению продажами, вынуждая выравнивать цены к максимальным исходя из самых дорогих тарифов. А тарифы маркетплейсов существенно отличаются по комиссии, расходам на логистику и иным составляющим. Поэтому будет логичным, если ФАС проработает эту практику на «признаки коллективного злоупотребления маркетплейсами доминирующим положением через навязывание условий договора и координацию деятельности продавцов в части ценовой политики». 

В ФАС заявили, что рассмотрят обращение, а указанные вопросы вынесут на повестку очередного заседания экспертного совета при службе по развитию конкуренции в области информационных технологий.

Представители ведущих маркетплейсов так прокомментировали наличие «индекса цен»:

  • В Ozon для его расчета сравниваются цены с аналогичными товарами внутри площадки и с позициями на других ресурсах, и товары с наиболее выгодными ценами поднимаются «немного выше» в поиске, но ранжирование в большей степени определяют другие факторы. 
  • В Яндекс Маркете «индекс цен» не влияет на место в поисковой выдаче, а от цены товара место зависит на 18%, что меньше, чем влияние точного описания (27,5%) и предпочтений пользователей (25,5%). 
  • В Wildberries «индекс цен» является лишь одним из факторов ранжирования, а скидки и программы лояльности от показателя никак не зависят.

Напомним, в 2020 году ФАС уже рассматривала похожие обстоятельства в отношении сервиса бронирования отелей Booking.com, установив, что тот навязывал условия договора о соблюдении паритета цен. В результате на сервис был наложен штраф в 1,3 млрд рублей.

Отметим также, что маркетплейсы защищены от проверок ФАС, так как входят в реестр аккредитованных Минцифры IT-компаний, в отношении которых до конца 2024 года исключен антимонопольный контроль. Поэтому пока ФАС может лишь информировать компании о негативных последствиях неправомерного поведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»